
С удивлением обнаружил, что люди радуются большим юридическим документам. Чем толще документ, тем больше радость он приносит людям. Люди восхищаются объему, мол, чем больше написано, тем умнее составитель, тем больше доказательств он привел в нашу защиту.
Когда я читаю многостраничные документы, то вижу моменты, которых в документе не должно быть:
— повторение одно и того же, но разными словами;
— указание на общие нормы, задачи и принципы, уклон в теорию;
— материал, не относящийся к делу;
— множество ссылок на законодательство и внесение в документ целых статей;
— большой анализ судебной практики;
— эмоции, «вода»;
— ответ на каждый довод оппонента;
— оскорбление оппонента;
— расхваливание себя.
Эти моменты, за некоторым исключением имеют право на существование, но они не должны занимать большой объем. Подробнее мы их проанализируем в следующих выпусках.
Сами посудите, каково это брать 2-3 страницы теста с четкими требованиями или неподъемный том оскорблений и обид. Бракоразводный процесс это спор, где супруги хотят развестись, список имущества прилагается. По поводу расторжения брака вообще писать нечего, так как спора быть не может, хочешь или нет, брак расторгнут, если настаивает хотя бы одна сторона.
Где-то хорошо было сказано, что документ более 4 страниц не читаемый. То есть, читая четвертую, не помнишь, о чем говорится на первой. Судебный процесс насыщенный сопряжен со множеством обстоятельств и факторов. Документ это не книга, которую можно осилить и более 4 страниц, но в судебном процессе другие правила.
Вы должны в документе уместить суть вашей просьбы, вашей позиции по делу. Как правило, нам удается без сложностей уместить доводы в защиту в один документ. Если их больше, то делаем несколько документов.
У нас были сложные дела и многостраничные документы. И у меня не возникало проблем сделать так, чтобы суду было их удобно читать, понимать и запоминать.
В одном сложном деле, где предполагались десятки страниц текста, мы их разделили на несколько отдельных самостоятельных документов: иск, пояснение к иску, дополнение к иску, возражения относительно позиции оппонента, объяснения, анализ законодательства и судебной практики, обосновывающего нашу позицию, расчет требований и т.д. Если у нас кончаются названия, мы пишем документ без названия.
Плюс в этом: порядок, ваша позиция разделена на главы, где быстро можно найти интересующий момент в определенной главе и суд всегда может быстро найти что-то самое важное или что его в данный момент интересует.
То ли дело ваш оппонент принес один документ на 100 страниц, а вы завалили его красотой и величием.
Вы можете легко сослаться на свой документ и быстро там найти положение, опровергающее довод оппонента. Согласитесь, в десяти четырехстраничных документах проще искать, чем в одном сорокастраничном. Вам не нужно перелистывать все тома, если вы спорите только по расчетам. Берете один документ под названием «Расчет» и вы уже готовы к бою и быстро докажете свою правоту, пока оппонент будет искать, где же у него расчеты затесались.
У судей времени не хватает, и ждать они не любят. Судья может задать вопрос обоим участникам процесса, и если вы ответили (выразили именно свою позицию), а оппонент замешкался, то судья не будет ждать и может перейти к другим вопросам. И вы будете красаучик!
Я не говорю что это обязательно так, есть специфичные дела, где без большого объема не обойтись, это правило относится в основном к гражданским делам, хотя по уголовным тоже часто получается, правило не относится к регламентированным документам (протоколы, постановления). В общем я говорю о старании делить, где это возможно.
Не забывайте про сестру таланта, дорогие мои.